Из 32 участников, прошедших квалификацию на German Masters на этой неделе, четверть – представители Китая. Это наглядно отражает возрастающее влияние китайских игроков на профессиональный тур, но человека, который сделал это возможным, среди них нет.
Дин Джуньху не попал в Берлин. Он скромно находится на 30-м месте рейтинга и сейчас является четвертым номером Китая после Чжао Синьтуна, Яня Бинтао и Чжоу Юэлуна. Еще три китайских представителя – Сяо Годун, Лян Веньбо и Лу Нин, идут сразу за ним в рейтинге.
С тех пор, как Дин выиграл чемпионат Британии 2019 года, о нем почти ничего не слышно. За эти два года он не сумел пройти в полуфинал ни одного рейтингового турнира, а в годовом рейтинге занимает 68-е место.
Снукер постоянно выходит на новые территории. На прошлых выходных Хосейн Вафайи стал первым иранцем, выигравшим профессиональный титул Shoot Out. Он может стать важной фигурой в продвижении этого спорта на Среднем Востоке, но никогда еще не было такого влиятельного игрока за пределами Соединенного королевства Великобритании, как Дин.
Он познакомился с бильярдом, когда однажды пошел с отцом в клуб. Легенда гласит, что когда отец в перерыве отошел в туалет, маленький Дин взял его кий и зачистил стол.
У него оказались прирожденные способности, и отец забрал его из школы, чтобы дать мальчику лучшее снукерное обучение, доступное на тот момент в Китае. Семья продала дом, чтобы иметь возможность оплачивать начинающую карьеру молодого Дина.
Их ставка оправдалась. В 15 лет Дин выиграл чемпионаты Азии до 21 года и среди взрослых, а также титул чемпиона мира Азии до 21 года. Он получил профессиональный статус, что означало переезд в Великобританию.
Он переехал в 16 лет, почти не зная английского. Тогда в туре не было других китайских игроков, он был один в чужой стране. Снукер стал центром его внимания, и после первого сезона занял достойное 74-е место в мировом рейтинге.
К 2005 году в Китае проводилось несколько рейтинговых турниров, начиная с Asian Open 1990 года в Гуанчжоу, но China Open не проводился уже три сезона. Было принято соглашение одноразово провести этот турнир в Пекине при условии, что Дин примет участие. Ставка была сделана на то, чтобы привлечь интерес местной аудитории. Но поскольку проводилась предварительная квалификация, единственный вариант для Дина был сняться с турнира и потом восстановиться через вайлд кард. Это означало, что он не мог заработать рейтинговые очки или призовые.
Как мы теперь знаем, это был революционный момент, который превратил профессиональный тур в то, каким мы видим его сейчас, спровоцировал снукерный бум в самой густонаселенной стране мира и сделал из Дина национального героя.
Ему было 17 на момент начала турнира. Он обыграл Марка Дэвиса 5:2 в предварительном раунде, а затем разгромил Питера Эбдона так звучно, что один журналист нескромно спросил его: «Мистер Эбдон, как вы выиграли чемпионат мира?»
В день своего 18-летия Дин прошел Стюарта Бинэма и Марко Фу, а в полуфинале всухую обыграл Кена Доэрти. На его пути к титулу стоял великий Стивен Хендри, который выиграл этот первый китайский рейтинговый чемпионат 15 лет назад.
Сценарий финала был великолепен: Хендри повел 4:1, но Дин сравнялся 4:4 к концу первой сессии и вечером одержал победу со счетом 9:5 под восторженные овации на стадионе Хайдянь. Как позже сообщалось, телеаудитория этого матча составила 110 миллионов человек.
В одночасье Дин стал знаменитым. Его популярность выросла до такой степени, что по мотивам его жизни был снят детский мультсериал. Вслед за этим успехом на China Open через несколько месяцев он стал вторым самым молодым чемпионом Британии. После этого последовало еще много титулов. В 2013/14 он стал вторым игроком в истории, выигравшим пять рейтинговых турниров за один сезон.
Казалось, он гарантированно станет первым азиатским чемпионом мира, но тесные стены театра Крусибл пока остаются для него неприступными. В 2016 году он выпал из топ-16 и должен был проходить квалификацию на главный снукерный чемпионат. Освободившись от давления сеяного игрока, он дошел до финала, где проиграл Марку Селби 14:18.
Всего на его счету 14 рейтинговых титулов, Masters и два командных кубка World Cup. Он также дважды ненадолго занимал первую строчку рейтинга. Успех Дина вдохновил бесчисленное количество детей и подростков по всему Китаю заняться снукером. Власти начали вкладывать средства в тренировочные центры, а в некоторых школах снукер даже включили в учебную программу.
Это заняло немного больше времени, чем ожидалось, но сейчас волна молодых китайцев стремительно наступает. В прошлом году китайские игроки победили на двух крупнейших турнирах: Янь Бинтао выиграл Masters, а Чжао Синьтун – чемпионат Британии. Чжоу Юэлун вот-вот войдет в топ-16, а всего в туре участвуют 23 китайца, и ожидается еще больше.
Но что случилось с Дином? Одним словом, он вырос. Дин сейчас женат, имеет маленькую дочь, но когда разразилась пандемия, он застрял в Великобритании, в то время как его семья находилась в Китае. Он пережил сложную десятимесячную разлуку, которая закончилась только после прошлогоднего чемпионата мира, когда он смог вернуться домой.
Британские игроки любили жаловаться на четырехчасовые поездки в Милтон-Кейнс, но Дину пришлось перенести настоящие трудности. Неудивительно, что в результате его игровая форма сильно пострадала.
Многие надеются, что он сможет переломить этот спад. Ему всего 34, и у него еще достаточно времени добиться большего, но вне зависимости от дальнейших достижений, его исключительное место в истории снукера уже обеспечено. Если бы не первопроходец Дин Джуньху, не было бы сейчас ни Яня, ни Чжао, ни потока талантливой молодежи, и профессиональный тур выглядел бы совсем иначе.